Группы

bus
 

 

Птицы в  гнезде

Конспект  занятия  ООД по художественно-эстетическому развитию (рисование)

                    

Цели и задачи:

- Закрепить знания детей о весенних явлениях в природе.

- Развитие творческих способностей и познавательных интересов дошкольников.                                                                                                                              

   - Обобщить и систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной.                                                                                                                                  

   - Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о перелетных птицах;                                   - Развивать воображение, мышление, связную речь, наблюдательность;   

   - Обогащать словарь детей;                                                                                       

    -Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, желание заботиться о них.                                                                                                                                   

    -Закреплять умения замечать изменения в природе и передавать их с помощью рисунка.                                                                                                       

  -Формировать навык, умение изображать птицу и ее гнездо, опираясь на обобщенные представления о птицах и используя приемы рисования, усвоенные на предшествующих занятиях.                                                                                     

   - Активизировать словарь детей по теме «Перелетные птицы».                                

  -  Воспитывать любовь к природе.                                                                                              

  - Воспитывать аккуратность при выполнении рисунка.

Интеграция образовательных областей.

Художественно - эстетическое развитие,физическое развитие,  социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Оборудование:

Фонограмма с записью голосов птиц в весеннем лесу; примеры поэтапной работы фото, пример практической работы  видеоматериал ; А. Шевченко «Дикарь»; Интересные факты о птичьих гнездах.

          

 Ход занятия

          Весна.                                                                                                                                                               Весна! Пришла благодатная, долгожданная , весна с теплом, с первой капелью, с первыми проталинами. В старину в ожидании весны пели песни-веснянки, которыми зазывали весну, чтобы она поторопилась, чтобы птицы поскорее с юга вернулись, снег в полях растаял, и хлеба взошли.

Давайте представим, что очутились мы с вами в весеннем лесу (звучит фонограмма с записью голосов птиц в весеннем лесу).                                             Прилет птиц возвещал приход весны. Какие приметы прихода весны, связанные с прилетом птиц, вы знаете?                                                                                             

 «Грач на горе – весна на дворе»,
«Сколько проталин, столько и жаворонков»,
«Увидел скворца – знай, весна у крыльца»,

 В народе про весну говорили «Сорок сороков птиц прилетает из-за морских стран, весну несут»  Весной птицы возвращаются домой из теплых стран.  

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ «Дикарь»(приложение)                                                  

Весной у птиц много работы, что они делают?                                                       

Первая забота у птиц весной это поправить старые гнезда и построить новые.

На деревьях, на земле, в кустах, под крышей, под балконом, на воде.                     

       -Из чего они строят гнёзда?                                                                                      

       -Из сухой травы, веточек, из глины … 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ПТИЧЬИХ ГНЕЗДАХ (приложение)                                                                         

Практическая часть

В.- Весной у птиц очень много забот. Мы с вами художники со стажем и часто восхищаемся красотой окружающего мира, я предлагаю вам сегодня нарисовать птичий домик - гнездышко  и весеннюю сценку из жизни птиц. Рисовать мы будем гуашевыми красками, не забывайте, что эта краска не любит воды, старайтесь набирать её на ворс кисточки  размешивая ,как «сметанку», ни в коем случае не набирать краску  на кисть комками.

 Уважаемые родители, во время рисования,  обратите  внимание на осанку детей. При необходимости окажите помощь.

Дети рисуют сценки из жизни птиц под негромкое звучание фонограммы «Птицы в лесу». Рисовать композицию согласно этапам работы, если тонированный лист, то можно использовать колорит видеосюжета, если лист белый – то фото последовательность.

 

 

Пожалуйста, сфотографируйте вашу работу для монтажа фотовыставки.
 
 
   
   
   

Приложение 1.

ДИКАРЬ

Недавно у наших школьников был праздник. Соблюдая прекрасный обычай, они в «День

птиц» с любовью развешивали дуплянки и скворечники. Ребята хорошо продумали это дело,

заботясь о том, чтобы искусственные гнёзда были недоступны для кошек и сорок. Ни один

птичий домик не остался пустым, значит «гостям» понравились их жилища.

Вам кажется, скворцы, например, так просто заняли приготовленные им домики? О нет!

Они, прежде всего, проверили их прочность и удобства. Залезли внутрь, исследовали – всё ли

там в порядке. Осмотрели, простучали клювиком снаружи и уж только потом завладели

облюбованным скворечником. Особенно беспокоились самочки. Дело самца – первым

захватить домик и пением пригласить сюда подругу, прилетающую обычно позже. С этих пор

больше заботы падает на неё: она хлопочет о «домашнем уюте», самец же восторженно

распевает на все лады. Кстати, своим пением он оповещает соперников, чтобы они не

совались к занятому уже месту, иначе их ждет взбучка. Словом, главное занятие «хозяина» –

это песни и охрана своего уголка; только короткими минутами помогает он подруге в

устройстве гнезда.

На днях спускаюсь с крыльца, – хочу отправиться на вечернюю тягу вальдшнепов, а

скворец, сидя у своего нового домика, будто обрадовавшись моему появлению, во-всю

старается, взвизгивая и шипя над моей головой. Даже крылышками похлопывает себя в такт

пению, – очень уж волнуется и спешит.

Удаляюсь, а вслед мне несется звонкий посвист. Я даже обернулся – скворец ли? Он, он!

Певец торопится передать дроздовую трель. Свое скворечное лопотание он обязательно

уснащает чужими напевами, – чего только не вплетет сюда.

Солнечные лучи насквозь просвечивали голый березняк и так сушили и коробили слой

прелых листьев, что взъерошенный настил их хрустел под ногами. В сизой хвое краснолесья

переливчато колебался воздух.

В прогретой за день боровине – застоявшееся тепло. Спустился в низину, – там свежо,

сыро.

На тяге моё всегдашнее место возле огромной старой осины, что растет в ложбине у

поворота ручья.

Подхожу. С верхушки осины долетает обрывок хрустального перезвона песенки. Я

подумал: зарянка. И сразу же меня взяло сомнение: в такое время зарянка поет на макушке

хвойного дерева? Поднимаю голову, что-то мелькнуло за ствол. Захожу с другой стороны

осины, вижу вверху дупло. Нет, пожалуй, не зарянка! Так высоко она никогда не устраивает

гнезда, оно у неё всегда внизу. .

На заходе солнца отовсюду слышалось пение. Старались мастера этого дела дрозды. На

вершине ели красиво позванивала зарянка.

Кто же, боясь меня, прячется в дупле?

Закат перестал пылать, но было ещё светло, и я хорошо видел тянувших над лесом

вальдшнепов. О своем приближении они предупреждали далеко слышным «квор-квор-квор!..

цвист!». Плавно и быстро проносились они вдоль низины с опущенным вниз клювом.

В вечерней тишине особенно громко раздавались мои выстрелы.

Затоковала сумеречная птица козодой. Подолгу висело в воздухе её урчание.

Прислонив к дереву ружье, тихо сижу на замшелом пне под елью, дожидаясь – не

покажется ли из дупла спрятавшаяся там птица? Неожиданно из круглой дырки в осине кто-

то выглянул и со звуком «чиррр» улетел.

Смерклось. Продолжаю сидеть; ведь вальдшнепы и ночью тянут. Вдруг как метнется мне

 

в глаза огненный язычок! Я так и встрепенулся. А это, всего-навсего, зарянка собиралась

сесть мне на голову, чтобы юркнуть в ёлку. .

На другой вечер, скрытно приближаясь к осине, слышу обычную песню скворца. Не

замечая меня, он шевелит крылышками, причмокивает и трещит. Но как только я

показываюсь, он скрывается в дупло...

Так вот кто здесь обитает, – подивился я и подумал:

«Какая разница в повадках скворцов: один – песней встречает меня у калитки, другой

стал дикарем. Живя вдали от людей, он усвоил лесные привычки: перестал доверять

человеку».

 Приложение2.

 

10 место: Самые искусные строители гнезд – ткачики. Они научились не только переплетать,

но и связывать узлами растительные волокна и травинки.

Они могут за несколько минут распустить на волокна большой пальмовый лист.

 

 


9 место: Самые прочные гнезда строят птички рыжие печники. Они делают их из комочков глины,

смешанной с навозом.

Высохшее на солнце гнездо можно разбить разве что кувалдой.

 

 


 

8 место: Самые хрупкие гнезда строят хохлатые стрижи. Фактически, гнездо – это крохотная

пластиночка из слюны и пара кусочков коры.

"Гнездо" выдерживает вес одного- единственного крохотного яичка, а родители сидят рядом на ветке.

 

 

 

 

 


7 место: Стрижи используют в качестве строительного материала собственную слюну.

С ее помощью они склеивают пушинки, клочки бумаги и прочий мусор, летающий в воздухе.

6 место: Гнезда же стрижей-саланганов строятся только из слюны.

Именно из этих гнезд делают знаменитый суп: в сваренном виде гнезда похожи на вкусный

раствор желатина. Поскольку гнезда салаганов едят, их огромные колонии

стали большой редкостью.

 

 

 


5 место:
 Самое современное гнездо было продемонстрировано на одном из орнитологических съездов:

это было воронье гнездо, целиком сделанное из алюминиевой проволоки. 

 

  4 место: Самое спартанское гнездо устраивают пальмовые стрижи. Они приклеивают к нижней

части пальмового листа полоску слюны, а на нее наклеивают два яичка.

Птенцы растут в этом "гнезде" в подвешенном виде.


3 место: Гнездо королька весом всего 20 г, сделанное из паутины и заизолированное пухом,

так надежно хранит тепло, что мама может оставлять в нем яйца на целых полтора часа.

Во время дождя гнездо впитывает 60 г воды, оставаясь при этом абсолютно сухим внутри.

Когда птенцы подрастают,гнездо растягивается в соответствии с их размерами. 

   2 место: Большие птицы, например орлы или аисты, часто передают свои гнезда по наследству.

Одним из самых старых было гнездо белых аистов, которое просуществовало 400 лет.

 

 

 

 1 место: Понятно, что каждое новое поколение птиц в таких случаях ремонтирует и подновляет гнездо.

В результате вес гнезда все время увеличивается. Самым тяжелым в мире было гнездо 

белоголовых орланов: оно весило 2 тонны.

 

 

 

 

Давайте знакомиться!

  Наш детский сад №49 ТГУ можно смело назвать семейным детским садом.

 В нем 4 группы, дети всегда свободно общаются друг с другом, играют, творят и познают огромный и многообразный мир. В этом им помогают наши педагоги. Когда всем, кто работает в саду и тем, кто его посещает интересно в детском саду, хочется приходить сюда вновь и очень жаль с ним расставаться, значит мы действительно большая университетская семья.

 Вся работа коллектива пронизана идеями, которые решает ТГУ, ведь мы – связующее звено, своеобразный мостик между прошлым, настоящим и будущим!

gallerycontact